Главная Мы предлагаем М.И.Л.И.Ф. Команда и контакты
 

§ Кения


Республика Кения

Кенийская промышленность (металлургия, машиностроение, агропром, производство строительных материалов, строительство, химическая и текстильная промышленность, производство пластмасс) является одной из самых развитых среди стран, находящихся южнее Сахары, что выгодно выделяет ее экспортные возможности. Такое развитие стало возможно в результате принятых кенийским правительством мер, направленных на рост производства бумаги (35% таможенных пошлин в сравнении с 3,5% в Танзании), стали, агропромышленной отрасли, секторов, создающих много рабочих мест или созданных с государственным участием. Кроме этого, с начала 2005г. вступило в силу соглашение о новом таможенном союзе ВАС, которое унифицирует таможенные пошлины в регионе. С одной стороны, это означает новый виток конкурентной борьбы между предприятиями, с другой, открывает новые возможности для хорошо работающих производств. Спрос на инвестиции велик: готовые к вложению денег кенийские бизнесмены ищут частных партнеров, которые могут предложить новые технологические решения для того, чтобы воспользоваться оживлением в промышленной сфере.

Статус экономики: обрабатывающая, аграрная, ориентированная на сферу услуг.
Источник: http://www.feerie.com.ua/kenya.html

КФР. Благодаря динамике развития сельского хозяйства, промышленности, структуры распределения и услуг, Кения является движущей силой экономического потенциала стран Восточной Африки. Это государство имеет серьезные возможности для дальнейшего экономического роста:
- достаточно развитое сельское хозяйство, производящее разнообразную экспортную (чай, цветы и тропические фрукты, ромашку, кофе) и прочую продукцию;
- значительный потенциал для развития туризма;
- сфера услуг (таких как морской и воздушный транспорт), которая функционирует удовлетворительно, за исключением проводной телефонной связи и электроснабжения;
- относительно хорошо развитая, но плохо содержащаяся, инфраструктура;
- хорошо структурированный финансовый сектор, состоящий из полусотни местных и иностранных банков.
В 2004 году кенийский экспорт, состоящий из сельхозпродукции, произведенной для Африки и промтоваров для Европы, увеличился по сравнению с 2000г., примерно до 2,6 млрд. долл. США (+ 9%). То же можно сказать и об импорте (4,2 млрд. долл. США, +19%), увеличившемся из-за роста цены на нефть.
До недавнего времени Кения традиционно экспортировала сельхозпродукцию. Сегодня она постепенно становится экспортером промышленной продукции. В основе промышленного сектора Кении - химическая и текстильная промышленность.
Кенийская химическая промышленность развивается по двум направлениям. Первое - производство удобрений и агрохимической продукции, что объяснимо, исходя из той роли, которую играет сельское хозяйство в экономике страны. Второе - удовлетворение потребностей пищевой промышленности, фармацевтики (15% потребления пластмассы), садоводства и выращивания овощей (37%).
Текстильная промышленность Кении (ТПК) существует давно, основное развитие она получила в 1960-70гг. ТПК охватывает все этапы - от производства ниток до разнообразной готовой продукции (готовое платье, ткани, перевязочные материалы, брезентовые ткани для палаток и чехлов, мешки, одеяла и т.д.). С 2001г. Кения входит в состав стран, на которые распространяется действие программы по Африканскому экономическому развитию AGOA (Africa Growth & Opportunity Act, Положение о текстиле, ввозимом из стран третьего мира - third country textile provision), направленной на расширение торговых отношений между США, странами Африканского континента и Карибского бассейна.
В соответствии с договором AGOA, Кения продолжит импортировать хлопок без ограничений на поставщиков до 2010г. Впоследствии текстильная продукция, экспортируемая в США, должна быть произведена только из сырья американского происхождения, либо произведенного в африканских странах, находящихся к югу от Сахары. В настоящее время почти все 40 предприятий по пошиву одежды, находящихся в свободных экономических зонах, приобретают хлопок из Китая, Индии, Кореи, Тайваня и США.
Западная Европа остается первым торговым партнером страны, снабжающим 25,6% ее импорта и закупающим 30% экспорта. Основными контрагентами Кении в порядке уменьшения товарооборота являются Уганда, Великобритания, Танзания, Нидерланды, Пакистан, Египет, Германия и Франция.
Кения ввозит оборудование, промтовары и нефтепродукты. Основными поставщиками Кении в 2003г. были (по мере значимости): Объединенные Арабские Эмираты - нефть, оборудование и товары широкого потребления (11,3%), Саудовская Аравия (8,6%) и Южная Африка (8,3%), Великобритания (7%), Япония (6,6%), США и Индия (соответственно 5,4 % и 5,1%), Индонезия (4,4%), Германия (3,9%) и Франция (3,2%).
Некоторые двухсторонние экономические отношения являются крайне несбалансироваными. Торговля с Южной Африкой, Японией, Объединенными Арабскими Эмиратами, которые экспортируют почти в 15 раз больше, чем покупают, складывается не в пользу Кении, в то время как с Угандой, Танзанией и Пакистаном - наоборот.
В 2004г. африканские страны впервые оказались катализатором кенийского экспорта (46,2% от общего объема).
Рост экономики в 2004г. был заторможен значительным повышением стоимости энергоносителей, новой засухой и задержкой в выделении помощи, что было частично компенсировано сильным подъемом туристического бизнеса (+23%). Он также сдерживался обветшалостью инфраструктуры (транспорт, связь, водоснабжение), неблагоприятными климатическими условиями, новым увеличением процентных ставок. Это повлекло снижение инвестиционной привлекательности ряда отраслей и их частичную ориентацию на экспорт.
С 2003г. в строительной отрасли, обеспечивающей менее 5% от ВВП, наблюдался застой в связи уменьшением внешней помощи и потерей доверия к ней инвесторов. Это привело к сокращению рабочих мест (1% в год, начиная с 1997г.). В 2003г. в строительстве было занято всего лишь 76,6 тыс. человек, на фоне разорения мелких фирм, сокращения числа иностранных предприятий и уменьшения объема рынка строительных материалов. Потребление цемента в 2004г. увеличилось всего на 10% и достигло 1,43 млн.т. Кения осуществляет его экспортные поставки в Танзанию и на Реюньон.
Увеличение предложения над спросом пластиковых бутылок привело к застою на рынке стеклянной продукции - 74,8 млн. бутылок в 2003г. (+0,9%), и отрасль переориентировалась на экспорт.
Рынок потребления упаковочных материалов постоянно расширяется с некоторым снижением доли производства пластмасс и бумаги и картона и увеличением импорта. Этому способствуют потребности промышленности, производства продуктов питания, садоводства и выращивания овощей, имеющих экспортную направленность.
Общий объем рынка бумаги и картона в 2003г. снизился на 5,2% после незначительного роста (0,3%) в 2002г. Газетная бумага, сделанная в стране, стоит на 65% дороже, чем в соседних государствах. Для удовлетворения внутренних потребностей Кения вынуждена импортировать от 18 тыс. до 20 тыс.т. различной бумаги в год. Производство пластмасс сдерживается снижением спроса на их использование для производства упаковочных изделий (80% потребления продукции отрасли или около 110 тыс.т.). В стране имеется около сотни предприятий, занятых переработкой пластмассы, из которых 75% находятся в Найроби.
В последние годы инвестиционный климат стал более привлекательным. Одной из причин явилось создание беспошлинных зон, а также налоговые льготы для компаний, зарегистрированных на бирже в Найроби. Законодательные изменения направлены на сведение всех законов в единый кодекс, как это сделано в Уганде и Танзании. Создан Национальный совет по инвестициям, в то время как Центр по инвестициям (Investment Promotion Center) преобразован в Управление по вопросу инвестиций (Kenya Investment Authority), задачей которого является расширение возможностей по принципу <единого окна>.
Предприятия имеют право воспользоваться поддержкой закона <О защите иностранных инвестиций> FIPA (Foreign Investment Protection Act), который регулирует иностранные капиталовложения в Кении.
Государство является членом Агентства по предоставлению гарантий многосторонним инвестициям MIGA (MIGA-Multilateral Investment Garantee Agency).


Источник: http://tnctravel.ru/country/35/stories/137.html
ЭИТ. Трехлетняя программа поддержки бюджета (направлена на понижение уровня бедности (PRBS)) стоимостью в 120 млн. евро должна была рассматриваться комитетом FED в июле 2004г., но ее утверждение было перенесено из-за скандала, связанного с делом Англо-Лизинг (Anglo-Leasing). При поддержке Франции эта трехлетняя программа была одобрена в ноябре 2004г., несмотря на несогласие Великобритании, Германии, Дании, Швеции и Финляндии.
В 2003г. президент Кении Кибаки опубликовал программу, обобщающую стратегию предыдущего правительства, и предвыборный манифест победившей коалиции (<Стратегия восстановления экономики в целях достижения богатства и создания рабочих мест на 2003-07гг.>), дополненный в 2004г. программой инвестиций. Целью Стратегии является повышение темпов экономического развития (цель - 4,7% в 2006/2010г.), создание 500 тыс. рабочих мест в год и снижение уровня бедности населения с 57% до 52%.
В конце 2003г. Международый валютный фонд (МВФ) одобрил выделение Кении 252,7 млн. долл. США (FRPC), разделенных на 175 частей (в млн. долл. США) в виде специальных прав заимствования с возможностью незамедлительного получения транша равного 25 частям, а в конце 2004г. утвердил результаты первой проверки использования выделенных средств. Это случилось, несмотря на сомнения многих стран во главе с Великобританией, которые предлагали ввести для Кении следующие критерии оценки анти-коррупционной деятельности:
- публикацию деклараций о собственности министров,
- увеличение финансирования анти-коррупционной комиссии (KACC),
- публикацию отчета Ндунгу о присвоении земельной собственности,
- создание суда по вопросам земельной собственности,
- публикацию данных аудита по контрактам, касающимся вопросов обороноспособности страны,
- обнародование процедур заключения контрактов в интересах национальной безопасности.
Проверка использования средств, очевидно, давшая позитивные результаты, увеличила сумму финансирования Кении на дополнительно 76,9 млн. долл. США, увеличив количество частей до 225. В то же время, МВФ также настоятельно порекомендовал кенийскому правительству быстро принять закон о приватизации.
На 2004-2006гг. кредиторы одобрили оказание финансовой помощи на 4 млрд. долл. США, т.е. около 1,4 млрд. долл. в год.
В то же время, в начале 2005г. некоторые кредиторы, в ответ на коррупционные скандалы Кении, сократили или заморозили выделение средств. Так, в феврале 2005г. США и Германия не стали поддерживать анти-коррупционные учреждения на, соответственно, 2,5 млн. долл. США и 5 млн. евро. Тогда же страны-участницы Европейского Союза предложили кенийскому правительству усилить меры по борьбе с коррупцией.
В нынешних условиях иностранные инвесторы предпочитают осуществлять сотрудничество либо в виде прямого финансирования, либо путем установления партнерских отношений с предприятиями ТПК (163 млн. долл. США в 2002г.), особенно в свободных экономических зонах, где в последние годы было создано 16 новых предприятий.

ПФ. Всемирный банк (ВБ) осуществляет в Кении реализацию 11 проектов на общую сумму 532 млн. долл. США, в том числе:
- в области развития административных возможностей (в частности, 50 млн. долл. США предназначены для министерства юстиции),
- в области дорожной инфраструктуры (100 млн. долл. США для реконструкции дороги Момбаса-Найроби-граница с Угандой, права на которую будут впоследствии уступлены),
- в области финансового сектора (18 млн. долл. США на реорганизацию и приватизацию ряда финансовых учреждений).
В конце 2004г. Кения попросила ВБ провести финансовый аудит всех проектов, которые он финансирует (образование, здравоохранение, управление финансами, сельское хозяйство, защита окружающей среды, транспорт, энергетику, частный сектор) с целью возможного увеличения финансирования.

Источник: http://www.sota.ee/cumb/foto/1/
Справочно: Государственный долг Кении на конец 2004г. составлял 61,8% от ВВП, по сравнению с 70% в июне 2003г., однако в течение 12 месяцев он вырос на 2,7%.
В числе основных кредиторов Кении на 2004 год находились:
- США (предоставили 340 млн. долл. США безвозмездной помощи в течение трех лет),
- Великобритания (137 млн. долл. США безвозмездной помощи),
- Германия (180 млн. долл. США, из которых 50% предоставлено в виде займов),
- Швеция (130 млн. долл. США - безвозмездной помощи),
- Италия (120 млн. долл. США, из которых 60% предоставлено в виде займов)
- Япония (100 млн. долл. США, из которых 13 млн. долл. США предоставлено в виде безвозмездной помощи).

По материалам Полпред (Россия) от 20 мая 2011г. и от 16 июня 2011г.

Наши новости и издания

Февраль 2015
Начата работа над новой статьей А. Э. Корчагина и М. Ю. Хвостова, посвященная практике НФТ в разных странах мира, включая Австралию, Индонезию, Южную Корею, США, Великобританию и другие страны мира. Одновременно подходит к концу работа над совместной статьей А. Э. Корчагина и О. В. Белой "О системах риск-менеджмента в области инвестиций и инвестиционных проектов в России: право, практика, перспективы". Статья будет завершена в конце этого года. и представлена в ряд российских и зарубежных экономических изданий.
 
Январь 2015
Подготовлен черновой вариант книги А. Э. Корчагина: "Прикладной риск-менеджмент при реализации инвестиционных проектов: право, практика, перспективы (PPP)". После авторской редакции книга будет представлена ряду российских и зарубежных издательств. Отдельные главы книги можно будет вскоре почитать в соответствующих разделах сайта.
 
Декабрь 2014
В журнале "Финансы и кредит" вышла статья А. Э. Корчагина и М. Ю. Хвостова "Об эффективности принимаемых на государственном уровне мер по внедрению новых финансовых технологий в систему экономического развития Российской Федерации". Статью можно почитать в одноименном журнале № 6, февральский выпуск.